У Лукоморья дуб зеленый – Пушкин А.С., читать детям онлайн

Литературное развлечение “У Лукоморья дуб зелёный. ”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ко дню рождения великого русского поэта А.С.Пушкина в детском саду рекомендуется организовывать развлечения. Это может быть литературный вечер с детьми старшего дошкольного возраста. Это позволит ознакомить детей жизнью поэта, его творчеством и расширить словарный запас речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
a.s.pushkin4.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное развлечение «У Лукоморья дуб зелёный …»

ко дню рождения А.С.Пушкина.

Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина

а) Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина;

б) Продолжать знакомить с творчеством поэта;

в) Расширить словарь детей,обогатить речь образными выражениями,уточнить

значение устаревших слов;

а) Развивать речевое творчество,выразительность речи,коммуникативные навыки

а) Формировать чувство причастности к культурному наследию России;

б) Воспитывать любовь и уважение к русским поэтам,прививать любовь к родному слову;

в) Воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой;

Чтение детям сказок, стихов А. С. Пушкина; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из сказок, разыгрывание сценок; к работе подключение родителей: читают дома детям сказки Пушкина, смотрят мультфильмы;рисунки к сказкам Пушкина.

Выставка книг А.С.Пушкина,портрет поэта и его няни,иллюстрации к сказкам Пушкина,музыкальное оформление,рисунки и раскраски по сюжетам сказок.

Дети входят в группу парами под музыку «Вальс» Г. Свиридова . Садятся на стулья.

Воспитатель : Сегодня к нам на приглашены дети средней группы. А собрались сегодня мы в честь дня рождения великого русского поэта А.С Пушкина (Читает отрывок из поэмы “Руслан и Людмила»).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

Воспитатель рассказывает о биографии Пушкина.

Воспитатель: Уже исполнилось более 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича. Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь и написал много замечательных произведений, поэм, сказок, романов в стихах. Творчество А. С. Пушкина поистине объемно, о нем знает каждый человек в нашей стране., и его называют великим русским поэтом. А. С. Пушкин родился в 1799 году. Детство его прошло в Москве. У Саши были старшая сестра и младший брат. Отец Александра любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Семья часто оставляла Сашу в гостиной, и он слушал, как гости читали свои произведения.

Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему исполнилось 3 года. Русскому языку Сашу учили бабушка Марина Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна. Которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Он садился на скамейку у ее ног, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское село недалеко от Санкт-Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи, приобрел много друзей. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, романы.

У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталя Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич их очень любил.

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей.

Он написал 7 сказок и много стихотворений.

Много сказок сочинил ,

В Лукоморье путь открыл

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.

Да! Пушкин учит нас любить,

Дружить, природой любоваться,

И как же нам не восторгаться?

Воспитатель: Да, А. С. Пушкин писал чудесные стихи, поэмы, романы . А сейчас мы поговорим о сказках. Кот ученый прислал нам конверт с вопросами. Он интересуется, знаете ли вы сказки Пушкина? Дети старшей группы № 3 еще выучили отрывки стихов из сказок, давайте послушаем.

Дети читают отрывки из сказок:

«Сказка о Царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде», предисловие к сказке «Руслан и Людмила», «Сказка О мертвой царевне и семи богатырей», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ветер по морю гуляет (поднимают руки вверх)

И кораблик подгоняет (помахивают руками)

Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают)

Повторить 2-3 раза

Литературная викторина по сказкам Пушкина.

Детей разделить на две группы:

1 «Золотая рыбка» (ст. гр. № 3)

2 «Золотой петушок» (ст. гр №6)

Викторина по вопросам:

1. Какие сказки Пушкина знаете вы?

«Сказка о Царе Салтане»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Руслан и Людмила»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырей»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

2. Из какой сказки стихи «Буду служить тебе справно, усердно и очень исправно»

3. В какой сказке царица разговаривала с зеркальцем, и что она спрашивала?

4. Кто говорил и из какой сказке: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступать, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».

5. Кто завидовал и вредил молодой царице в сказке «Сказка о царе Салтане» (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха) .

6. В какой сказке и кто говорил: «Не печалься, иди себе с богом».

Воспитатель: Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки, стихи Пушкина , все команды хорошо отвечали .

Воспитатель: Сегодня мы побывали в стране пушкинских сказок.

Сказка учит нас добру

Учит быть нас всех мудрее

Там добро накажет зло

Кто добрее, тот сильнее.

7.Воспитатель,в качестве призов, раздаёт всем детям раскраски по сюжетам сказок А.С.Пушкина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе (художественная литература, рисование нетрадиционным методом).

Интеграция образовательных областей “Коммуникация”(чтение художественной литературы) и “Художественное творчество”(лепка) в конспекте непосредственно- образовательной деятельности детей 6-7 лет на т.

Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина; учить иллюстрировать отрывок стихотворения, передавая сюжет в рисунке по образцу воспитателя в нетрадиционной технике; развивать умение создавать обр.

Каждый год в нашем детском саду проходят поэтические вечера посвещённые известным писателям и поэтам. В этом году это был поэтический вечер сказок А.С.Пушкина “У Лукоморья дуб зелёный”.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: “Русская народная сказка “Сивка-бурка” (рассказывание ). А. Пушкин “У Лукоморья дуб з.

КонспектНОД по ЧХЛс использованием современной образовательной технологии развития памяти – мнемотехники на тему: «У Лукоморья дуб зелёный» для детей старшей группыЦель: Заучивание о.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», знакомо многим. Этот отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», проходят в школьной программе, да и просто читают детям. Красота слова и необыкновенные чудесные персонажи сказок оживают в этих пушкинских строках. Но и это стихотворение требует некоторого объяснения. В данной статье вы ознакомитесь с полным анализом стихотворения «У лукоморья», а также с кратким анализом по плану.

Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».

Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г. А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли. А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Вариант 1

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Вариант 2

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» было написано Пушкиным в 1824–25 годах. Более точная дата этого произведения неизвестна. Оно является вступлением к сказочному сочинению «Руслан и Людмила». Этот отрывок так полюбился читателям, что отпочковался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление в поэме-сказке «Руслан и Людмила» было навеяно Пушкину сказками няни, которые она рассказывала поэту долгими зимними вечерами во время его ссылки в Михайловское. Дуб тот рос на берегу моря в уютной бухте – лукоморье. Это старорусское слово. Лучшего места для кота-сказочника не найти. Поэт говорит читателям о том, что сказку о Руслане и Людмиле рассказал ему кот ученый. Да и где как не в бухте, можно увидеть, как

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Во вступлении нашли отражение и другие сказки, которые поведала поэту его няня. Впоследствии, Пушкин написал в стихах все эти сказки. Их героев он вскользь упомянул и во вступлении к «Руслану и Людмиле». Через строки этого стихотворения Пушкин вводит читателя в особый, волшебный мир. Основная идея вступительного стихотворения к поэме заключается в стремлении поэта подчеркнуть сказочность, и в то же время, народность произведения.

Композиция и строение стиха в стихотворении

В анализе стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» необходимо упомянуть о своеобразном построении этого произведения. Композиция пролога к поэме двухчастная. При этом первая часть как бы окольцовывает вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть – его серединой. В стихотворении есть и лирический герой – его автор, которому кот ученый (еще один герой произведения) рассказывает волшебные сказки. Классический стихотворный размер четырехстопный ямб делает астрофический стих напевным, плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Глубокий смысл заложен Пушкиным в словах: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Что же это за русский дух? Это природа, очарование каждого времени года в отдельности, и любовь к ней. Это быт, культура русских людей – необыкновенная, самобытная, дающая русскому человеку силы выстоять в любых бедах; это русские сказки и сказания, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, призывающая к терпению, смирению и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по-своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.

“У Лукоморья дуб зеленый” – анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Вступление к поэме «Руслан и Людмила» — одно из самых известных поэтических произведений на русском языке. Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый» и его краткое содержание поможет в полной мере проникнуться красотой поэтического Пушкинского слова, которое оживляет в воображении читателя невиданных сказочных персонажей и пейзажи русской природы.

История создания стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый»

«У Лукоморья дуб зеленый» — это пролог поэмы «Руслан и Людмила», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Сюжет поэмы навеян старыми народными сказками, которые ему в детстве читала няня Арина Родионовна.

Название стихотворения созвучно его первой строке. Само по себе слово «Лукоморье» родом от сочетания слов «лука» и «моря», что означает «изгиб берега моря», т. е. морской залив или бухта.

Бытует мнение, что эта местность — не выдумка автора, а реально существующая точка на карте, место, где однажды доводилось бывать поэту. Называется оно мысом Фиолент и находится на Крымском полуострове, где расположен древний монастырь, не единожды посещаемый Пушкиным.

Чувствительный к проявлениям прекрасного, талантливый поэт был поражен видом столетнего дуба на берегу морского залива, послужившего вдохновением для создания сказочной поэмы с необычной вступительной частью.

Сочинительство поэмы Пушкин начал в 1817 году, еще до окончания Царскосельского лицея и закончил весной, три года спустя.

Герои стихотворения

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

ученый кот — символ науки и образованности русского народа;

леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

королевич — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне. »;

баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Тема и смысл произведения

«У Лукоморья дуб зеленый» не является самостоятельным произведением, соответственно основным его смыслом выступает погружение читателя в сказочный мир, со всеми его волшебными героями, о которых дальше пойдет речь в поэме. Таким образом, тему отрывка составляет напоминание о сказочных и мифических героях.

Этот стих предназначен для отображения самобытности и богатства русской культуры и ее фольклора. Главная его мысль и общее настроение заключается в строчке: «Там русский Дух, там Русью пахнет».

Здесь показана вся сила и несгибаемость русского духа, его очарование и мощь, которая придает сил своему народу. Этот отрывок несет в себе особое влияние русских сказок, которые учат добру, пониманию и справедливости.

Композиция, размер и жанр

Произведение относится к жанру поэмы.

Композиция стихотворения имеет структуру старой русской сказки — выделяются несколько частей:

вступительная (присказка, описывающая само Лукоморье);

основная часть (перечисление мифических созданий и героев сказок);

При этом текст имеет отличительную особенность — первая часть служит началом и концом, тогда как вторая выполняет функцию середины стиха.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия в первой строфе, что делает повествование более плавным и размеренным.

Средства художественной выразительности

Отрывок носит описательный характер. Его автор рисует перед читателем сказочную картину с героями мифов, легенд и народного фольклора. Большое количество глаголов («стоит», «бродит», «висит», «сидит», «тужит», «прихлынут») придает повествованию высокую динамичность.

С помощью эпитетов «невиданный» и «неведомый» автор подчеркивает сказочность и обособленность Лукоморья. Такие эпитеты как «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый» служат для определения формы, цвета и свойства предметов и персонажей.

Употребление старославянизмов («курьих», «златая», «чредой», «брег») погружает читателя во времена Древней Руси, где разворачиваются события произведения. Для усиления образа морских витязей и их предводителя поэт использует аллитерацию, подчеркивая шум морского прибоя. В произведении также используются анафора, олицетворение, эллипс и метафоры.

Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.

Заключение

В отечественной литературе это стихотворение занимает особое место, его изучают в старших и младших классах и с детства знают наизусть. Созданная автором волшебная атмосфера сказки, наполненная самобытными образами мифических героев отражает истинно русский дух и его культуру. В этом и состоит неоценимая важность этого стихотворения для многих поколений.

У Лукоморья дуб зеленый – Пушкин А.С., читать детям онлайн

Читатели нашего блога заинтересовались нашим старым сообщением “А.С.Пушкин. “У лукоморья дуб зелёный. ” и попросили найти перевод на английский язык “Лукоморья”. Считайте это сообщение нашим новым уроком английского языка.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

On seashore far a green oak towers,

And to it with a gold chain bound,

A learned cat whiles away the hours

By walking slowly round and round.

To right he walks, and sings a ditty;

To left he walks, and tells a tale.

A strange place! There a mermaid sits in

A tree; there prowls a sprite; on trails

Unknown to man move beasts unseen by

His eyes; there stands on chicken feet,

Without a door or e’en a window,

A tiny hut, a hag’s retreat.

Both wood and valley there are teeming

With wondrous things. When dawn comes, gleaming

Waves o’er the sands and grasses creep,

And from the clear and shining water

Step thirty goodly knights escorted

By their old tutor, of the deep

An ancient dweller. There a dreaded

Tsar by a prince is captive ta’en;

There, as all watch, for cloud banks headed,

Across the sea and o’er the plain,

A mage a warrior bears. There, weeping,

A young princess sits in a cell,

And Grey Wolf serves her very well.

There, in a mortar, onward sweeping

All of itself, beneath the skies

The wicked Baba-Yaga flies;

There Tsar Koshchei o’er his hoard withers.

A smell of Russ! Of Russ all breathes there.

There once was I, and the learned cat,

As near him ‘neath the oak I sat

And drank of sweet mead at my leisure,

Told me full many a tale. With pleasure

These tales of his do I recall

And here and now will share with all.

Это перевод Ирины Железновой для © Raduga Publishers (1983).
Перевод на английский “Руслана и Людмилы” Вы найдете здесь.

9 комментариев:

Вот вам мой перевод (английский мой родной язык)

On a far-off coast an oak, grown fat,
Has a golden chain to it bound:
And day and night a learnèd cat
On the chain walks round and round;

If he turns to the right, he sings a song,
To the left, he tells a tale;
There the woodwose haunts, with his whiskers long,
And a sprite in a tree sits pale;

And there, on paths that never meet,
Mysterious beasts leave spoors,
And a hut stands there on chickens’ feet
Without windows, without doors;

There visions fill the landscape wide;
There with the dawn the waves divide,
And on to the sandy shore
Step thirty splendid men-at-arms,
Marching in file ‘gainst fresh alarms,
With their captain to the fore;

There a youthful princeling, passing by,
Takes captive a fearsome tsar;
While up in the sky, by a wizard sly,
On a brilliant shooting star
A champion is borne afar;

There a princess in a dungeon grieves
With a wolf (her servant, she believes);
While a mortar, cursed by an elf,
Is walking, all by itself;
And Tsar Kashchey is slumped over gold;
There Russia was once, in days of old!

I have been there, drunk the ale,
And beneath that oak tree I have sat;
And by that coast that learnèd cat
Has told me many a tale.
One of which I recall, so without more ado,
I now vouchsafe that tale to you…

Ваш перевод на много лучше! Но по-моему “With no windows, with no doors” звучит лучше чем “Without windows, without doors.”

А.С. Пушкин “У Лукоморья дуб зеленый”

Цели.

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина.
  2. Расширить круг чтения учащихся, приобщать к поэзии.
  3. Развивать умение выразительного чтения, драматизировать прочитанное, воспитывать любовь к русским сказкам, к России.

II. Вступительное слово учителя

– Ребята, сегодня мы приоткроем потайную дверь в добрую, сказочную страну “Лукоморье” и познакомимся с её жителями. Ведь в сказках всегда чудеса, неожиданности, приятные сюрпризы и желания. (Раздаётся звук музыкальной шкатулки, она открывается)

– Вот оказывается, где спрятались чудеса и желания. В музыкальной шкатулке. А чтобы чудеса исполнились, вы должны быть в хорошем настроении, улыбаться, отвечать на вопросы, читать.

III. Проверка домашнего задания

Вспомните сказку, которую мы читали на прошлом уроке. Исполните желание шкатулки: проинсценируйте сказку.

– Какую сказку читали? (“Петушок – золотой гребешок”)

Приглашаем артистов на сцену (хлопаем). Вы внимательно смотрите и слушайте.

Вывод. Чьё выступление понравилось больше?

Кого особо можно выделить из артистов?

Кто из выступавших более всего походит на артистов? (Спасибо, хлопаем)

Ребята! Шкатулка дарит фигурки героев сказки артистам, сыгравшим свои роли.

– Кто главный герой сказки? (Петушок)

Мы много знаем сказок, загадок о петушках, но ещё, ребята, о нём сложены песни (звук музыкальной шкатулки).

Шкатулка продолжает творить чудеса и просит исполнить одну из русских народных песенок. Мы её исполним и выучим наизусть.

Исполнение песни со звуковым ориентиром (у каждого на листочках текст песни).

Когда люди поют, они отдыхают.

Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Громко песни поёшь.
Громко песни поёшь.
Ване спать не даёшь?
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Громко песни поёшь.
Громко песни поёшь.
Деткам спать не даёшь?

Молодцы. (Все получают фигурки петуха).

IV. Работа над развитием речи. (Звук музыкальной шкатулки)

Желание шкатулки – составление рифмовок)

Петушок – малышок, гребешок, пастушок, сапожок, мешок, ремешок.

V. Знакомство с биографией А.С.Пушкина.

  • Беседа учителя. В старину, давным-давно люди, рифмуя, придумывали сказки, потешки, песни. Они творили. Используя это народное творчество, многие писатели и поэты создавали свои сказки. Это Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, произведения которого любят и взрослые и дети.
  • Чтение за ведущим голосом у доски.
  • Как вы понимаете слово “гений”?
  • Ещё больше об А.С.Пушкине вы узнаете, прочитав его биографию. После прочтения нужно ответить на вопрос.
  • Чтение со звуковым ориентиром (у каждого текст).
  • Родился Александр Сергеевич Пушкин в Москве. У Александра были брат Лев и сестра Ольга, с которыми он очень дружил. Маленький Пушкин вёл себя так, как все дети: то был молчаливый, ленивый, вялый, то, наоборот, шаловливый и резвый, порой не слушался родителей, упрямился, за что его наказывали. Александр горячо любил свою бабушку Марию Алексеевну, которая заботилась о нём, заступаясь за него перед родителями. Была у них дома и няня Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу как родного сына. Няня знала много сказок и прекрасно умела их рассказывать. От неё Пушкин впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него огромное впечатление. Когда Александр Сергеевич вырос, он пересказывал нянюшкины сказки стихами.
  • VI. Работа по содержанию прочитанного

    – Кто был другом и заступником маленького Саши Пушкина?

    – Кто рассказывал мальчику сказки?

    (Музыкальная шкатулка, поощрение)

    Вывод. Сказки всегда несут добро, радость, улыбки. На ваших личиках я тоже вижу эти добрые улыбки.

    Сидел со мной рядом
    За партой сосед.
    Закрыл он глаза
    А соседа вдруг нет.
    Теперь головою крути, не крути
    А в классе никого не найти.
    Хотим, чтоб скорее учитель сказал
    “Давайте, ребята, откроем глаза”.

    VIII. Знакомство с произведением “У Лукоморья”

    Мы продолжаем наш урок и будем говорить об А.С.Пушкине и его стихах, которые читаются плавно, нежно, и поэтому многие композиторы сочиняли музыку (фрагмент из оперы М.И.Глинки “Руслан и Людмила”).

    Вы прослушали музыку (опера). Это большая поэма, начинается словами “У Лукоморья дуб зелёный”.

    В этом стихотворении есть слова-чудеса, слова, непонятные вам, которые в нашей речи не употребляются. Мы узнаем значение этих слов, а поможет нам в этом музыкальная шкатулка

    IV. Словарная работа

    лукоморьепленяет
    златая цепьбурный
    песньвитязь
    долтужит
    бреглеший
    чредойколдун
    мимоходомрусалка

    X. Чтение со звуковым ориентиром

    XI. Тестирование

  • Говорит, поёт, рассказывает.
  • Герой многих сказок, живёт в лесу, строит разные козни.
  • Кому верно служит бурый волк?
  • Кто выходит чредой из волн морских?
  • Идёт, бредёт сама собой.
  • Ребята, кого из героев мы посадим на наш дуб?

    (Музыкальная шкатулка, фигурки кота детям)

    Кого забыли посадить на дуб?

    Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок, и именно поэтому своё стихотворение А.С.Пушкин заканчивает стихами.

    А.С. Пушкин: «У лукоморья дуб зеленый»

    Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

    Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

    Основные задачи:

    – познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

    – дать первоначальное представление о сказочной поэме;

    – познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

    Личностные универсальные учебные действия

    – эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

    – мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

    – стремления к успешности в учебной деятельности.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    – менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

    – принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

    – планировать и контролировать этапы своей работы;

    Познавательные универсальные учебные действия

    – самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

    – читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

    – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

    – осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    – эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

    – уважать мнение собеседников;

    – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

    Учебник «Литературное чтение»

    Изображение дерева – дуба большого размера.

    Карточки с жанрами .

    Запись шума моря

    Аудиозапись «У Лукоморья дуб зелёный»

    Эмоциональный и психологический настрой

    – Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

    Выходя поутру из ворот

    Понимаешь, у каждого в жизни

    Предостаточно бед и забот.

    Разве любы нам хмурые лица

    Или чья-то сердитая речь?

    Ты улыбкой сумей поделиться

    И ответную искру зажечь.

    Подарите улыбки друг другу.

    – Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения

    Проверяют готовность к уроку

    Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…).

    К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    На что вы обратили внимание зайдя в класс?

    – Прочитайте на слайде высказывания известных писателей и поэтов. Кому они посвящены?

    А что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

    Какие произведения великого русского поэта вам известны?

    Можете ли вы прочитать что-нибудь наизусть?

    (презентация биографии А.С.Пушкина)

    На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина – поэме «Руслан и Людми­ла».

    Беседа, дети вспоминают отрывки из произведений

    К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

    – Прозвучали новые слова, являющееся литературным терминами – «поэма» и «пролог» . Кто из вас знает значение этих слов? (ответы учащихся)

    – Для того, чтобы разобраться, что обозначают эти слова, обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

    Учащиеся находят определения в словаре:

    Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

    Пролог – вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения.

    – Поэму «Руслан и Людми­ла» А.С. Пушкин написал в 1820 году в возрасте 21 года. Как же в таком молодом возрасте ему удалось создать такое крупное, значимое литературное произведение? Конечно, истоки таланта нужно искать в детстве поэта.

    – Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

    Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

    Для чего вам это нужно?

    Определяют тему урока, ставят задачи

    П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.

    Работа с текстом

    1.Первичное восприятие (запись)

    Чтение текста пролога к поэме «Руслан и Людмила», проверка первичного восприятия

    Чтение «Пролога» народной артисткой России А.Френлих

    – Понравился ли вам отрывок?

    – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение

    Слушание произведения, делятся впечатлениями

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

    Чтение про себя.

    Сейчас мы будем исследователями

    В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам. Самостоятельное чтение и выделение непонятных слов

    Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?

    – Почему они нам непонятны?

    – Узнайте значения этих слов в сносках.

    Лукоморье – морской залив.
    Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
    Дол – речная долина.
    Видение – призрак, приведение.
    Витязь – храбрый сильный воин.
    Чахнуть – становиться худым, болезненным.

    Пленяет – берёт а плен.

    Самостоятельное чтение и выделение непонятных слов

    Работают над словарными словами

    Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

    Работа с текстом после повторного чтения

    Как вы думаете, существует ли Лукоморье?

    Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

    Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произв едении? . Первая состоит из шести строк) –

    Прочитайте первую часть.(Читают самостоятельно

    – что изобразил поэт в этой части

    О чем пишет А.С.Пушкин?( Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)

    -нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка?

    Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

    – Прочитайте вторую часть. (Читают вслух)

    – Что вы можете сказать о второй части?( более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).

    – Какие сказочные герои повстречались?

    А сейчас мы отдохнем,

    По тропиночке пойдем.

    Между сосен и березок,

    В Лукоморье попадем.

    Мы глазами миг-миг;

    Мы плечами чик-чик;

    Мы руками хлоп-хлоп;

    Мы ногами топ-топ;

    Раз – туда, два – сюда,

    А потом – вокруг себя

    Надо низко поклониться,

    Чтобы в сказке очутиться

    6.Работа с иллюстрацией в учебнике.

    Работа в группе

    – Как летописцы этого чудесного местечка «Лукоморье» запишите или зарисуйте все чудеса, которые описал поэт.

    Ответы на вопросы

    Работа в группе

    Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    П: выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

    К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

    Работа с текстом после чтения

    – Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?( добавляю картинку)

    -Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве? (картинка)

    – Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

    – Как понимаете невиданные звери?

    Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

    – Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку? ( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

    – Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

    -Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

    – Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

    -Зачем они появляются? Что они охраняют? ( охраняют сказку от непрошенных гостей)

    -Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитай.

    – Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

    – Кто не даёт творить зло перед народом?

    -Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

    – Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

    – Прочти следующую строку.

    – Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом

    – Прочитайте строки, подчёркнутые.

    – На что похожи ?(на концовку в русских народных сказках)

    – Можно ли мёд пить? (в переносном значении наслаждаться прелестью сказки)

    Самостоятельное чтение последних шести строк.

    – Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)

    Под ним сидел, и кот ученый

    Свои мне сказки говорил.

    VII . Выразительное чтение учащимися отрывка

    – Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

    – Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

    -Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

    – Каким должно быть чтение этого произведения? ( напевно, плавно)

    Выразительное чтение учащимися отрывка

    П: моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

    К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач

    Рефлексия учебной деятельности.

    Рефлексия учебной деятельности.

    – Наш урок подходит к концу.

    -Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.

    -Кто какие строчки запомнил?

    -Мысленно оцените свою работу на уроке.

    На партах у вас лежат скрепки (жёлтый, зелёный, синий).

    Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их .

    Жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.

    Зелёный цвет – спокойное, уравновешенное.

    Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

    – У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара . То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина

    В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

    Учитель читает стихотворение наизусть:

    Вы подарили нам царевну,

    Что спит спокойно вечным сном.

    И море синее и пену…

    И рыбку золотую в нем.

    И три девицы пряжу пряли…

    По морю плавал царь Гвидон.

    А поп с Балдою выясняли,

    Кому и как менять закон…

    Мы с детства знаем сказки эти,

    Они нам дороги всегда.

    Вы нам оставили в наследство

    Любовь друзей и злость врагов,

    И изумительное средство

    Познанья вечного стихов.

    П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Л: адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

    – Выучите наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», постарайтесь в интонации передать свое видение этого волшебного места.

    Подготовьте небольшое сообщение о некоторых фактах из биографии А.С. Пушкина, которые показались вам наиболее интересными.

    Р: волевая саморегуляция.

    П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

    Читайте также:  Глупый Шишо - Ангел Каралийчев, читать детям онлайн
    Ссылка на основную публикацию